Тешуб
Тешуб, Тешшуб (хуррит. Tessob, Tessub), Тейшеба (урарт. Teiseba), хуррито-урартский бог грозы. Имя Тешуб в хурритском и урартском языках, видимо, генетически восходит к общему прототипу; — seb, — seba в нём, возможно, родственно хеттскому — zif-> хетт. — zipa, — sepa в именах богов и имеет соответствия в названиях божеств в нахско-дагестанских языках. Священный город и резиденция Тешуба — Куммия (хуррит. Kumme, урарт. Qume-wu, первоначальное значение, по-видимому, «священный» > ликийск. kum-, «священный»), его жена — Хебат (хуррит. Hebat, урарт. Huba; ряд исследователей предполагает их генетическую общность). В хурритской мифологии Тешуб возглавляет богов актуального настоящего. Согласно теогоническому циклу о смене поколений богов (см. в ст. Хурритская мифология), отец Тешуба — Кумарби (бог Ану, побеждённый Кумарби, оставляет в нём своё семя, в результате Тешуб выходит из головы Кумарби), Тешуб свергает его с небесного престола. Кумарби родит сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть на небесах. Тешуб побеждает Улликумме, а затем захватившего власть бога-хранителя (KAL) и также претендующего на небесный престол бога Серебро. По мере распространения хурритского культурного влияния мифы о Тешубе, обрядовые изображения Тешуба (в частности, в образе быка) и богов его свиты (брата Ташмишу и др.) широко распространились в пределах Хеттского царства (см. в ст. Хеттская мифология). Тешуб и сопутствующие ему божества изображены на рельефах святилища Язылыкая близ Богазкёя.
Лит.: Laroche E., Tessub, Hebat et leur cour, «Journal of cuneiform studies», 1948, v. 2, No 2.
В. В. Иванов