рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Раав

Раав (греч. Рaab), Рахав (евр. rahab, от корня rhb, «быть широким»?), 1) в иудаистической мифологии имя одного из чудовищ, с которым сражался Яхве (см. в статьях Иудаистическая мифология, Левиафан), 2) в библейском предании (Иис. Нав. 2, 1-21; 6, 16 и 21-24) иерихонская блудница (по некоторым данным — хозяйка постоялого двора); в её доме в городской стене укрылось двое юношей, посланных Иисусом Навином на разведку в город. Когда царь иерихонский, которому сообщили об этом, потребовал выдачи лазутчиков, Раав спрятала их в снопах льна на кровле своего дома, а преследователей навела на ложный след. Раав, уверовавшая в Яхве, взяла с юношей клятву, что при взятии города всех её родных пощадят. Затем Раав спустила юношей по верёвке через окно, которое по их совету пометила красным шнуром; по нему осаждавшие нашли дом блудницы и вывели Раав. со всеми её родными из города, немедленно после этого сожжённого.
Согласно агадической традиции, Раав, которая была одной из четырёх красивейших женщин на свете, в течение сорока лет, что евреи странствовали по пустыне (на пути из Египта в землю обетованную), вела безнравственную жизнь, принимая всех окрестных царей, так что была прекрасно осведомлена обо всём, что происходило вокруг. После взятия Иерихона Раав. приняла иудейство и вышла замуж за Иисуса Навина, став прародительницей восьми пророков. За её твёрдость в вере Яхве обещал Раав, что один из её потомков увидит то, что не было дано видеть ни одному пророку — им был Иезекииль (см. Иезекииля видение).
Новозаветная традиция (Матф. 1,5) включает Раав в родословную Иосифа Обручника (а соответственно и царя Давида). Её история приводится то как пример «оправдания делами» (Иаков 2, 25), то как пример спасения верой (Евр. 11, 31) — мысль, получившая развитие в протестантской теологии.

Лит.: Abel F. M., L’anathиme de Iйrico et la maison de Rahab, «Revue biblique», 1950, No 57.

Оцените эту статью
Sidebar