Мукаса
Мукаса, в мифологии ганда божество. В одних мифах Мукаса — сын божества Ванема, в других — сын Мусиси, старший брат бога войны Кибука. Мать Мукаса (Намбуби) дала новорождённому имя Селванга. Когда его отняли от груди, он отказывался от обычной пищи, ел только сердце и печень животных и пил их кровь. Ребёнком он скрылся из дома. Впоследствии его обнаружили на острове Бубембе (на озере Виктория) сидящим под большим деревом на берегу и назвали его Мукаса («человек с острова Букаса»), решив, что он с острова Букаса. Человек по имени Семагумба унёс Мукаса и поместил его на скале. Люди не пускали Мукаса в свой дом, полагая, что он — дух, и ему построили возле этой скалы хижину, а заботился о нём Семагумба. Мукаса отказывался от еды, которую ему предлагали. Но однажды, когда убили быка, Мукаса потребовал его кровь, печень и сердце. Люди решили, что он — бог, и обращались к нему за советами. Семагумба стал главным жрецом M., a Гугу и Себадиде — его помощниками. Всех последующих жрецов Мукаса называли их именами. Мукаса прожил на острове много лет (по некоторым версиям, — 14 поколений) вместе с тремя жёнами — Налванга, Найембе и Наку (Налванга — главная жена Мукаса — питон; пришла с острова Банга; её основная функция — давать детей бесплодным женщинам). Согласно одному варианту, Мукаса умер и похоронен на острове в лесу, возле посвящённого ему храма; по другому, — Мукаса скрылся так же внезапно, как и появился.
Связь Мукаса с озером (его появление на озёрном острове; власть Мукаса над бурями на озере, зависимость от него размножения рыб, хорошего улова и т. п., весло как священный символ Мукаса в храмах) позволяет предположить, что первоначально он был божеством озера. Эти представления перекрещиваются с более архаичными представлениями о боге-питоне, хозяине озера Селванга. В дальнейшем, очевидно, Мукаса стали ассоциировать с плодородием и плодовитостью вообще: от Мукаса ожидали хорошего урожая, приплода скота, рождения детей. Мукаса считался покровителем царской власти.
Е. С. Котляр