рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Мойры

Мойры (Мoirai, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «Мойры». Мойры — это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение Мойры в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Ноm. Il. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх Мойрах. Наиболее распространённый миф — о трёх сёстрах-Мойрах. Архаические Мойры — дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гес-перид (Hes. Theog. 211-225). Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»), Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три Мойры — дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. P. X 617 b-e). Отношения между Мойрами и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики — зависимость богов от Мойр и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Ноm. Il. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом Мойр, рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).
M. сопричастны Зевсу (Pind. Ol. VIII 22), он именуется Морием (Soph. О. С. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями Мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили Мойры, и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение Мойры, и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с Мойрами конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. Мойрам соответствуют римские парки.

Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., I960, с. 270-342; Leitzke E., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gцtt., 1930 (Dies); Steinbach E., Der Faden der Schicksalsgottheiten, Lpz., 1931; Krause W., Zeus und Moira bei Homer, «Wiener Studien», 1949, Bd 64, S. 10-52.

А. Ф. Лосев

Оцените эту статью
Sidebar