рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Атман

Атман (санскр. atman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), — как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении Атман выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием Атмана связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к Атману»). Как субъективное индивидуальное начало, Атман выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, т. е. идентичности субъективного и объективного начал (напр., Брихад.-уп. I 4, 10; Тайтт.-уп. I 5, 17 и др.), составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер рада связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).

Лит.: Narahari H. G., Atman in pre-Upanisadic Vedic literature, [Madras] 1944; Al-George S., Le mythe de latman et la genиse de labsolu dans la реnsйe indienne, «Revue des йtudes indoeuropйens», 1947, t. 4, fasc. 1-2, p. 227-46.

Оцените эту статью
Sidebar