рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Агарь

Агарь (евр. hagar, ср. этнич. обозначение араб. номадов hagerim или hageriim, «агаряне», а также глагол hagar, «отвращаться», «откочёвывать», «бежать», откуда араб. higra, «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лии Быт. 30), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к Агаре, с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако ещё во время беременности Агари между ней и госпожой начинаются конфликты, и Агарь бежит (ср. этимологию её имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у нее родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16, 4-16). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9-10); Агарь на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов («здесь будет изображение»). Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агарь на колодец и спасает от смерти Агарь с сыном (21, 15-19). «здесь будет изображение» Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из Агарь дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость Агарь, то, напротив, её неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подробности её ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53). Изгнание Агарь — частая тема европейской живописи 16-18 вв. (картины Гверчино, Н. П. Рубенса, Рембрандта, К. Лоррена и др.).

С. С. Аверинцев

4 (80%) 1 vote
Sidebar