рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Сйаваршан

Сйаваршан (авест., «чёрный конь»), Сиявбхш, Сиявэш (поздние формы имени), герой иранского эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сйаваршан был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к нему страстью, в покушении на её честь, но опроверг обвинение, пройдя испытание огнём. Сйаваршан уезжает к туранскому царю Франграсйану (Афрасиабу), который сначала ласково встречает его, выдаёт за него замуж свою дочь Фарангис, но затем коварно убивает (Сйаваршан был «зарезан, как овца»). За Сйаваршана мстит его сын Кай Хусроу, победивший Афрасиаба. В «Шахнаме» Сйаваршан — сторонник прекращения войны между Ираном и Тураном. В мифологических представлениях народов Средней Азии Сйаваршан нередко воспринимался как умирающее и воскресающее божество, обладающее солярными функциями. С именем Сйаваршан связывались также постройка волшебного города на головах подвластных ему демонов («Айаткар и джамаспик» 7, 2) и появление чудесного цветка из его пролитой крови. «Кровью Сйаваршана» назывались смола драконова дерева и выделения разных видов семейства лилейных. К Сйаваршану возводила свою родословную раннесредневековая хорезмийская династия Афригидов, хотя «Яшт» (XIX 71-72), вопреки многочисленным среднеазиатским преданиям, помещает Сйаваршана в Систан. Этот же текст, а вслед за ним и другие изводы эпоса присваивают Сйаваршану эпитет «счастливый», видимо, в смысле «сполна отмщённый».

Лит.: Дьяконов М. М., Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии, в кн.: Краткие сообщения института истории материальной культуры, т. 40, М., 1951; Pапопoрт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии), М., 1971, с. 83-84.

Л. А. Лелеков

Оцените эту статью
Sidebar