рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Маруты

Маруты (др.-инд. Marъt), в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии (в «Ригведе» к ним обращено 33 гимна). Маруты составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят (или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра, разные виды ветров). Среди них нет старших и младших, они одинаковы, как близнецы, единодушны. Маруты — братья. Их отец — Рудра, отчего они называются иногда рудрами или рудриями; их мать — Пришни (букв. — «пёстрая», обозначение коровы), они рождены коровой, доят вымя Пришни. Вместе с тем они сыновья Адити (PB X 77,2), родились из молнии (I 23, 12) или даже сами возникли из себя (I 168, 2). Маруты изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие — золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи; они мчатся на колесницах, запряжённых антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного. Тогда они ужасны, дики, полны гнева. Когда Маруты мчатся, раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревёт небо, земля дрожит от страха, делается темно. Маруты изливают дождь (иногда фигурально: пот, жир, мёд, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют (ср. связь их с певцами). У Марутов просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства. Толпа Марутов обычно сопровождает Индру, особенно на битву. Маруты — воины; но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре (VIII 7, 23-24). Они искусны в колдовстве, творят чудеса. Марутов сравнивают с солнцем, огнём, молнией, ветром, небом, водными потоками, горой, птицами, лебедями, соколом, антилопой, быком, буйволом, телятами, лошадьми, детьми, днями и т. п. Кроме связей с Рудрой и Индрой, Маруты входят в микромотивы с Парджаньей, Ваю, Сомой, Тритой, Вишну, Ушанасом, Парушни и др. В мифах Маруты играют вспомогательную роль (ср. эпизоды, связанные с битвами Индры против Вритры, Валы, Раваны и др.). Иногда Маруты покидают Индру в бою или даже вступают с ним в конфликт. Так, на основании «Ригведы» (I 170), «Тайттирия-брахманы» (II 7, 11, 1), «Катха-упанишады» (I 139, 13) восстанавливается следующий сюжет: певец-риши Агастья посвятил жертву Марутам, но она была присвоена Индрой; Маруты возмутились и выступили против Индры; вмешательство Агастьи привело к примирению сторон. В «Рамаяне» Индра разбивает молнией нерождённого сына Дити на 49 кусков и превращает их в Марутов (сходный сюжет известен и в пуранах). Объяснения имени Марутов различны. Одни исходят из сочетания *mar-ut-/vat-, «веющий с моря», другие сопоставляют Марутов с италийским богом Марсом: лат. Mars, Mart-, Mavort-, оскск. Mamert (Marut — из *Mavrt-) и со слав. мифологическими существами типа Ma(r)murienda и др., третьи — с др.-инд. mбrуа, «юноша», и т. п.

Лит.: Dumйzil G., L’hйritage indo-europйen а Rome, P., 1949, p. 62; его же, Vishu et les Maruts а travers rйforme zoroastriennй, «Journal Asiatique», 1953, 241.

B. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar