Хейтси-Эйбиб
Хейтси-Эйбиб, Хейгейп, Хейсиб, Кабип, Тсуи-Гоаб, Тиква, центральный персонаж в мифологии готтентотов (нама, корана и др.), предок, податель дождя [бог (?) дождя], культурный герой, трикстер. Имя Хейтси-Эйбиб (Хейгейп, Хейсиб, Кабип) истолковывается некоторыми исследователями как «имеющий вид дерева», «большое дерево».
Согласно мифам, от Хейтси-Эйбиба произошли все готтентотские племена (его называют прадедом, прапрадедом, отцом наших отцов, отцом, нашим господином). По мифу нама, он сделал скалы и камни, из которых вышли предки готтентотов; по мифу корана, Хейтси-Эйбиб сделал первого мужчину и первую женщину. Хейтси-Эйбиб даёт дождь (когда гремит гром, говорят, что Хейтси-Эйбиб бранит людей) и создаёт облака (считают также, что он живёт в облаках); заставляет траву расти, даёт плодовитость скоту. Хейтси-Эйбиб — могущественный вождь и воин, завоевавший и уничтоживший всех своих врагов. Живёт на востоке, владеет множеством скота. Хейтси-Эйбиб — великий колдун, он мудр и умеет предсказывать будущее; наделён магической властью, способностью перевоплощаться, проходить сквозь горы, через реки. Умирает и вновь воскресает; так, согласно одному мифу, после смерти он вернулся к жизни в виде быка, которого родила корова, зачавшая от съеденной ею травы. Готтентоты показывают множество «могил» Хейтси-Эйбиба; забрасывают их ветками, кусками шкур, камнями. По одной версии, Хейтси-Эйбиб рождён девушкой, забеременевшей от сока травы, которую она жевала. Впоследствии он совершил инцест, вступив в брачные отношения с матерью. Хейтси-Эйбиб убил множество злых чудовищ; одолел могучих львов, что повлекло за собой вражду между людьми и львами. Хейтси-Эйбиб проклял льва, гиену, ястреба, отсюда — их дурной нрав. Хейтси-Эйбиб установил обычаи и обряды готтентотов.
Имя Тсуи-Гоаб («раненое колено») Хейтси-Эйбиб получил после битвы с другим вождём, Гаунабом (которого иногда отождествляют со смертью), убившим многих людей Хейтси-Эйбиба. Сначала побеждал Гаунаб, но Хейтси-Эйбиб становился после каждой схватки всё сильнее и, наконец, убил Гаунаба, ударив его за ухом. Умирая, Гаунаб успел стукнуть Хейтси-Эйбиба по колену; с тех пор Хейтси-Эйбиб стал хромым. Согласно варианту, битва между Хейтси-Эйбибом (Тсуи-Гоаб) и Гаунабом повторяется ежегодно. По мифу нама, Тсуи-Гоаб живёт в чистом небе, Гаунаб — в тёмном; по мифу корана, первый живёт в красном небе, второй — в чёрном.
Некоторые исследователи (И. Шапера) считают, что Хейтси-Эйбиб и Тсуи-Гоаб — два различных персонажа: Хейтси-Эйбиб — трикстер, вокруг которого циклизуется множество мифов, а Тсуи-Гоаб (фигурирующий только в мифе о битве с Гаунабом) — бог дождя и демиург, пользующийся большим почитанием, чем Хейтси-Эйбиб.
Типологически Хейтси-Эйбиб близок Цагну в мифологии бушменов.
Лит.: Басни и сказки диких народов, пер. с англ., СПБ, 1874; Bleek W. H. I., Reynard the fox in South Africa or hottentot fables and tales, L., 1864; Hahn T., Tsuni-11 Goam, the supreme being of the Khoi-Khoin., L., 1881; Schapera I., The Khoisan peoples of South Africa. Bushmen and Hottentots, L., 1930.
E. С. Котляр