Сет (бог)
Сет, Сетх, Сутех (sth, swth), в египетской мифологии бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса; один из четырёх детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида — она же жена Сета). Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл. Сет в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере — около Гераклеополя — Дельта.
В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
В период Древнего царства Сету приписывалось спасение Ра от змея Апопа (Сет пронзил Апопа гарпуном). Вместе с тем Сет воплощал и злое начало — как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам священных животных, связанных с Сетом, прибавлялись такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Начиная с 8 в. до н. э. эта сущность Сета стала единственной. Иногда Сета даже называли Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба Сета и Гора (Гор лишает Сета мужского начала, Сет вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта Сет почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отождествляли его с Тешубом, греки — с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.
Р. И. Рубинштейн