рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Пелий

Пелий (Пeli as), в греческой мифологии фессалийский герой, сын Посейдона и Тиро (дочери Салмонея, жены царя Иолка Кретея). Когда Тиро полюбила речного бога Энипея, Посейдон принял его облик, и от него она родила близнецов Пелия и Нелея (Hom. Od. XI 236 след.). Желая сохранить свой союз с Посейдоном в тайне, Тиро бросила детей. Пастухи в это время гнали табун, и кобылица наткнулась на близнецов, задев одного из них копытом, отчего на лице его осталось тёмное пятно (греч. Пeli os, «тёмный»), поэтому мальчика назвали Пелием Детей воспитали пастухи. Когда братья выросли, то пришли на помощь своей матери, которую притесняла ненавидевшая её мачеха Сидеро. Пелий заколол Сидеро в храме Геры у самого алтаря богини, чем навлёк на себя её гнев (Apollod. I 9, 8; Diod. IV 68). Впоследствии между братьями начались раздоры, и Нелей отправился в Мессению, где стал основателем Пилоса и родоначальником пилосских царей (Paus. IV 2, 5). Пелий захватил власть в Иолке, устранив своего брата (сына Тиро от царя Кретея) Эсона. Пелий женился на Анаксибии, дочери Бианта (вариант: Филомахе, дочери Амфиона) и стал отцом Акаста и четырёх дочерей Алкестиды, Пейсидики, Педопии и Гиппотои (Apollod. I 9, 10). Миф о Пелие и Нелее — типичный вариант близнечных мифов (ср. Амфион и Зет, Ромул и Рем). Опасаясь сына Эсона Ясона и его претензий на престол царя Иолка, Пелий отправил его за золотым руном, пообещав вернуть власть в Иолке, если он добудет руно. За время отсутствия Ясона Пелий погубил его семью. Когда же Ясон вернулся с золотым руном, Пелий отказался выполнить обещание. Жена Ясона волшебница Медея решила покарать Пелия По её наущению дочери Пелия (Пелиады) зарезали отца и сварили его в котле, поверив Медее, что Пелий после этого воскреснет омоложенным (Ovid. Met. VII 297 след.). Когда Пелий погиб, Медея и Ясон были изгнаны, а в Иолке воцарился сын Пелия Акаст (Apollod. I 9, 27). С Пелием связан миф о замужестве его дочери Алкестиды. Пелий препятствовал Алкестиде выйти замуж, требуя, чтобы тот, кто захочет стать её мужем, запряг в колесницу диких зверей — львов и вепрей. С помощью Аполлона это сделал Адмет (Hyg. Fab. 60).
M. H. Ботвинник

2 (40%) 1 vote
Sidebar