Музы
Музы, мусы (Мousai, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания Муз), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. Музы — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Неs. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские Музы восходят к архаическим Музам — хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил Муз и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ Муз и дали им имена, считая, что Музы только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число Муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие Музы — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом Музы свидетельствует также то потомство, которое Музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона (см. рис.: здесь будет изображение). От Зевса и Каллиопы [(Strab X 3, 19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические M. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). M. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и Муз, Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических Муз возглавлял Дионис Мусагет — «водитель Муз». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вёл за собой хороводы (I 2, 5). Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские Музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1 — 103). Функции M. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху Музы превратились в символические образы: Эрато — Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена — Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — Муза танца с лирой и плектром, Талия — Муза комедии с комической маской, Урания — Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона (см. рис.: здесь будет изображение), получившего имя Мусагет (I 2, 5).
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 37 — 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуanсй P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P., 1937; Сurtius E. R., Die Musen, в его кн.: Europдische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [1954], S. 235-52; Otto W. E., Die Musen und der gцttliche Ursprung des Singens und Sagens, [Dьsseldorf — Kцln, 1955].
А. Ф. Лосев