рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Локапалы

Локапалы (др.-инд. Lokapalas, «охранители мира»), в индуистской мифологии божества — властители стран света, охраняющие их. Первоначально их четыре, позднее — восемь. У каждого Локапала свой особый слон; эти космические слоны (диггаджи или дигнаги, диннаги), также именующиеся Локапалами, с четырёх (или с восьми) сторон поддерживают землю. Локапал были поставлены Брахмой после свержения с небесного трона Нахуши и возвращения Индры. Индра получил восток (слон Айравата или Абхра-матанга), Яма — юг (слон Вамана), Варуна — запад (слон Анджана), Кубера — север (слон Сарвабхаума); иногда (раньше) вместо Куберы выступают Агни (слон Пундарика) или Сома (слон Супратика). (В «Рамаяне» называются другие имена слонов.) Впрочем, эти боги, как и некоторые другие, могут быть охранителями и других сторон света: Сома — северо-востока, Сурья — юго-востока, Агни — юго-запада, Ваю — северо-запада. Иногда в число Локапалов вводятся Ниррити (как охранитель юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны — «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система Локапалов имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (напр., в Юго-Восточной Азии).

В. Н. Топоров

В буддийской мифологии Локапалы (санскр. и пали lokapala, «защитник мира») подгруппа дхармапал. В общебуддийской мифологии под Локапалами подразумеваются прежде всего четыре охранителя сторон света, другое их название — «четыре великих царя» (caturmaharaja): Дхритараштра — на востоке, Вирудхака — на юге, Вирупакша — на западе и Вайшравана — на севере. Легенды, связанные с Локапалами, содержатся в текстах всех основных направлений буддизма. Сутра «Суварнапрабхаса», например, излагает легенду о том, как Локапалы появились у будды Шакьямуни и обещали в будущем охранять текст сутры «Суварнапрабхаса».
Позднее, особенно в ваджраяне, словом «Локапалы» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в Локапалов.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar