рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Кёр-оглы

Кёр-оглы Кёр-оглу, Гёр-оглы, Гор-оглы, Гуругли, Гургyли, в мифологиях азербайджанцев, турок, туркмен, узбеков, казахов, каракалпаков, таджиков, среднеазиатских арабов, грузин, армян, курдов герой-воин, поэт, певец и музыкант. Кёр-оглы — центральный персонаж одноимённого эпоса, основное содержание которого — борьба Кёр-оглы и его дружины против угнетателей. По туркменской, узбекской и таджикской версиям, мать Кёр-оглы умирает, будучи беременной, и он рождается в могиле (одно из объяснений его имени — «сын могилы»). Отца (в туркменских вариантах — деда) Кёр-оглы ослепляет хан (отсюда другое объяснение его имени — «сын слепого»), и герой растёт, мечтая отомстить ему. Кёр-оглы наделён необычайной силой, ему покровительствуют пророк Хизр, святые чильтаны. Юношей он становится обладателем чудодейственного оружия, причём, согласно некоторым вариантам эпоса, эрены, духи-покровители, даруют ему меч, выкованный из небесного металла. Слепой отец (дед) взрастил для Кёр-оглы крылатого коня Гыр-ата (Кыр-ата), наделённого многими чудесными свойствами. Возмужав, Кёр-оглы убивает обидчика-хана и строит в горах неприступную крепость, убежище обездоленных, Чандыбиль (Чамбиль, Ченли-бель, Шимли-биль, Чамбули Мастон), где живёт со своей дружиной, не покоряясь правителям. К числу распространённых сказаний о Кёр-оглы относятся также истории похищения врагами Кёр-оглы коня Гыр-ата и его вызволения героем, добывания Кёр-оглы жён для себя и своей дружины. В туркменской версии эпоса Кёр-оглы женится на мудрой пери Ага-Юнус, советами которой всегда руководствуется. В узбекских дастанах у него три жены-пари: Юнис, Мискал и Гюльнар. Будучи бездетным, Кёр-оглы похищает и усыновляет юношу Овеза (Аваза, Эйваза, Ховеза), который вскоре занимает одно из первых мест в дружине Кёр-оглы. В узбекском и туркменском вариантах эпоса присутствует и второй приёмный сын Кёр-оглы — Хасан. Сказания о смерти Кёр-оглы мало распространены. По одному из вариантов, Кёр-оглы, уже старик, отправляется паломником в Мекку и в пути погибает в бою с враждебными ханами; по другому, — Кёр-оглы вообще не умирает, а в возрасте 120 лет удаляется в горную пещеру. Известна версия, согласно которой Кёр-оглы перед смертью путешествует в подземный мир.
Специфика ряда сказаний о Кёр-оглы позволяет предположить, что одним из их источников послужили шаманские мифы. Можно предполагать, что образ эпического Кёр-оглы отразил черты реального исторического лица, каким представляют Кёр-оглы некоторые документы 16-17 вв.
На сюжет сказаний о Кёр-оглы — опера «Кёр-оглы» советского композитора У. Гаджибекова (1937; либретто М. Ордубады и Г. Исмаилова).

Лит.: Жирмунский В. М., 3арифов X. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Каррыев Б. А., Эпические сказания о Кер-оглы у тюркоязычных народов, М., 1968.

В. Н. Басилов

5 (100%) 1 vote
Sidebar