Иллуянка
Иллуянка (хетт. illuiyankas, множ. ч. elliankus, «змей, дракон»), в хеттской мифологии змей, похитивший сердце и глаза у бога грозы, победив его в поединке. Богу грозы удаётся отомстить И, благодаря тому, что он сам или богиня, его помощница, вступают в брак со смертным. Согласно варианту мифа, являющемуся, по-видимому, более древним, побеждённый бог грозы берёт в жёны дочь человека. Его сын от этого брака женится на дочери Иллуянки и, войдя в дом тестя, просит себе (по совету отца) сердце и глаза бога грозы. Когда сын возвращает их ему, бог грозы восстанавливает свой прежний облик и вновь вступает в бой с Иллуянкой. В битве он убивает змея и своего сына, который стоял рядом с Иллуянкой и велел отцу не щадить его (инверсия универсального мотива Эдипа). В более позднем варианте мифа богу грозы удаётся взять верх над Иллуянкой при помощи воинственной богини Инары, которая берёт себе в наложники смертного по имени Хупасияс. Богиня приглашает Иллуянку с детьми на пир. Там гости выпивают целый котёл хмельного напитка и поэтому не могут вернуться в своё логово. Тогда Хупасияс вяжет и убивает Иллуянку. Миф об Иллуянке читался во время праздника пурулли хеттского священного города Нерик и, видимо, испытал влияние мифологии хатти (хотя сам термин «Иллуянка» может быть и индоевропейского происхождения). Миф об Иллуянке принадлежит к числу распространённых в Восточном Средиземноморье мифов о драконе-змее и его противнике — змееборце. Изображение мифа сохранилось на хетто-лувийском барельефе из Малатьи.
В хеттских текстах упоминается также «морской Иллуянка».
Лит.: Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 52 — 53; Gaster Th. H., Thespis. Ritual, myth and drama in the ancient Near East, N. Y., [1950]; Laroche E., [рец. на] Otten H., Keilschrifturkunden aus Boghazkцi, H. 36, «Orientalistische Literaturzeitung», 1956, No 9/10; его же, Textes mythologiques hittites en transcription, pt. 1, «Revue hittite et asiatique», 1965, t. 23, fasc. 77.
В. В. Иванов